Эволюция аккумуляторов для электромобилей: От свинцово-кислотных к литий-ионным
Введение
За прошедшие годы разработка электромобилей (EV) претерпела значительные изменения, и в основе этой эволюции лежит технология батарей, которые питают эти автомобили. В этой статье мы совершим путешествие во времени и рассмотрим эволюцию аккумуляторов для электромобилей, начиная с первых дней свинцово-кислотных батарей и заканчивая современной эрой, в которой доминирует литий-ионная технология.
Свинцово-кислотные аккумуляторы: Пионеры
В конце XIX века свинцово-кислотные батареи стали первыми широко используемыми аккумуляторами для электромобилей. Эти батареи использовали химическую реакцию между диоксидом свинца (положительная пластина), губчатым свинцом (отрицательная пластина) и сернокислым электролитом для получения электрической энергии. В первые годы они сыграли решающую роль в различных областях применения.
[1]
Рисунок 1. Типичная структура свинцово-кислотных аккумуляторов
Однако ранние модели EV столкнулись со значительными ограничениями, обусловленными технологиями того времени. Ограниченная плотность энергии и запас хода не позволяли использовать их для длительных поездок или междугородних путешествий. Кроме того, в первые годы практически отсутствовала зарядная инфраструктура, а подзарядка занимала много времени. Такое отсутствие удобств еще больше ограничивало практичность EV.
Несмотря на все трудности, свинцово-кислотные батареи используются и сегодня. Они широко применяются в различных областях, включая автомобильные стартовые батареи, источники бесперебойного питания (ИБП) и автономные системы возобновляемой энергии.
Никель-металл-гидридные батареи: Шаг вперед
В началеXX века Томас Эдисон разработал никель-железную батарею. Эта перезаряжаемая батарея основана на электрохимической реакции между положительным электродом из гидроксида оксида никеля (NiOOH), отрицательным электродом из гидрида металла (MH) и щелочным электролитом. Хотя никель-металлогидридные батареи, или NiMH-аккумуляторы, обладают более высокой плотностью энергии и большим запасом хода, они не стали стандартом для EV.
Литий-ионные аккумуляторы: Переломный момент
В 21 веке произошел значительный сдвиг в технологии аккумуляторных батарей для EV с широким распространением литий-ионных батарей. Они обладают более высокой плотностью энергии, большим запасом хода и быстрой зарядкой, что делает их стандартом для современных электромобилей. Во время зарядки ионы лития (Li+) перемещаются от катода к аноду через электролит, накапливая энергию. В фазе разряда эти ионы Li+ возвращаются на катод, генерируя электрический ток.
[2]
Рисунок 2. Структура литий-ионных аккумуляторов
Литий-ионные батареи отличают исключительные характеристики и разнообразие. Они могут похвастаться высокой плотностью энергии, устойчивостью, низкой скоростью саморазряда и сохранением заряда в течение долгого времени. Катод литий-ионных батарей изготавливается из различных материалов, таких как оксид кобальта лития (LiCoO2) для бытовой электроники, фосфат железа лития (LiFePO4) для электромобилей, а также оксид марганца никеля-кобальта лития (NCM) или оксид алюминия никеля-кобальта лития (NCA) для достижения баланса между плотностью энергии и мощности.
Такая универсальность позволяет литий-ионным батареям находить применение в самых разных областях, от бытовых гаджетов до электромобилей, и стимулирует постоянные инновации, включая твердотельные батареи и усилия по снижению содержания кобальта, для дальнейшего расширения их возможностей и повышения экологичности.
Будущее батарей для электромобилей:
Эволюция батарей для электромобилей еще не закончена, и будущее открывает захватывающие перспективы.
lТвердотельные батареи: Разработка твердотельных литий-ионных батарей представляет собой значительный скачок в развитии аккумуляторных технологий. Эти батареи обещают более высокую плотность энергии, повышенную безопасность и длительный срок службы по сравнению с традиционными батареями с жидким электролитом.
lУменьшение содержания кобальта: В связи с сохраняющимися экологическими и этическими проблемами, связанными с добычей кобальта, предпринимаются усилия по сокращению или отказу от использования кобальта в литий-ионных батареях. Эти усилия направлены на создание более устойчивых и ответственных химикатов для батарей, минимизирующих экологические и социальные последствия, связанные с добычей кобальта.
lБыстрая зарядка: Стремительный прогресс в области технологий быстрой зарядки совершает революцию в EV, делая подзарядку столь же удобной, как и заправку традиционных автомобилей. Инфраструктура быстрой зарядки продолжает расширяться, значительно сокращая время зарядки и устраняя один из ключевых барьеров на пути внедрения EV.
Заключение
В целом, эволюция аккумуляторов для электромобилей ознаменовалась значительными достижениями, и в настоящее время на рынке доминирует литий-ионная технология. По мере развития технологий будущее батарей для электромобилей обещает еще большую плотность энергии, ускорение зарядки и повышение экологичности.
Stanford Advanced Materials (SAM) является ведущим поставщиком семейства литий-ионных аккумуляторов. Если вы заинтересованы, отправьте нам запрос.
Ссылки:
[1] Manhart, Andreas & Magalini, Federico & Hinchliffe, Daniel. (2018). Управление батареями в конце срока службы в секторе солнечной энергетики вне сети Как бороться с опасными отходами от батарей в проектах солнечной энергетики в развивающихся странах? Публикация подготовлена по заказу: GIZ Sector Project Concepts for Sustainable Solid Waste Management and Circular Economy; разработана в сотрудничестве с Energising Development (EnDev).
[2] Madian, M.; Eychmüller, A.; Giebeler, L. Current Advances in TiO2-Based Nanostructure Electrodes for High Performance Lithium Ion Batteries. Batteries 2018, 4, 7. https://doi.org/10.3390/batteries4010007